Голови́н Александр Яковлевич (1863-1930), живописец и театральный художник, народный артист РСФСР (1928). Член художественного объединения «Мир искусства». Художественной цельностью, тонкостью стилистики и декоративным богатством отмечены оформление спектаклей Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже (балет И. Ф. Стравинского «Жар-птица», 1910) и российских театров («Маскарад» М. Ю. Лермонтова в Александринском театре в Петрограде, 1917; «Женитьба Фигаро» П. О. Бомарше во МХАТ, 1927); театральные портреты, пейзажи, натюрморты.
* * *
ГОЛОВИН Александр Яковлевич - ГОЛОВИ́Н Александр Яковлевич [17 февраля (1 марта) 1863, Москва - 17 апреля 1930, Детское село, ныне г. Пушкин под Петербургом], русский живописец и театральный художник, народный артист России (1928).
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова (см. ПРЯНИШНИКОВ Илларион Михайлович) , В. Е. Маковского (см. МАКОВСКИЙ Владимир Егорович), В. Д. Поленова (см. ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич) (1881-89), а также в Париже в академии Коларосси (1889), в мастерской Витти (1897). Член объединения «Мир искусства» (см. МИР ИСКУССТВА). До 1901 жил в Москве, затем в Петербурге. В 1890-е годы участвовал в деятельности абрамцевского (см. АБРАМЦЕВО) кружка (работал в майолике и дереве).
Оформлял спектакли-антрепризы С. П. Дягилева (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович) в Париже («Жар-птица», балет И. Ф. Стравинского, 1910), а также спектакли в Москве и Петрограде. Испытал влияние К. А. Коровина (см. КОРОВИН Константин Алексеевич) («Псковитянка», Римского-Корсакова, 1901, Большой театр, Москва). Стиль Головина, окончательно сложившийся в 1910-е годы, отличается декоративной пышностью. Как театральный художник стремился к целостному решению спектакля, тщательно работал над эскизами как декораций, так и костюмов и бутафории. Тонкостью стилистики и декоративным богатством отмечены оформление спектаклей («Дон-Жуан» Мольера, 1910, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1917, оба в Александринском театре в Петрограде; «Женитьбы Фигаро» Бомарше, 1927, «Отелло» Шекспира, 1930, оба во МХАТе), театрализованные портреты деятелей русской культуры («Ф. И. Шаляпин в роли Бориса Годунова», темпера, клеевые краски, 1912, Русский музей), декоративные пейзажи и натюрморты.